Заметки на полях
[сражений]
№1. ПРИЧЁМ ТУТ ЛАЗЕРЫ?
Собрал я первые две команды игроков и понеслось! Одни дети захотели «ещё», другие – «тоже», а от родителей посыпались вопросы. Самыми частыми вопросами стали: «Чем игра полезна?» и «Не вредна ли она чем-то?» Начнём со вредностей.
«Как устроены эти ваши пушки?», «Лазертаг – это вы лазерным лучом стрелять будете?», «А если в глаз, то что случится?» Безопасность – прежде всего! Потому устроены наши пушки так: внутри каждой из них – передатчик инфракрасных волн. Прицеливаешься, жмёшь на спуск, и летят волны в твоего условного противника. Если попал, то датчик на головной повязке противника светится и жужжит. В датчике - приёмник для ИК-волн.

Опасны ли эти волны? Проверьте сами: возьмите пульт от вашего телевизора. Направьте его себе на ладошку и нажмите любую кнопку. Ничего не произошло? Вот и при выстреле из лазертаг-пушки ничего не происходит. Инфракрасное излучение мы встречаем и в домашней электронике, и в датчиках на автоматических дверях магазинов. И теплое солнце - это тоже инфракрасный спектр. Вы правы, у солнца есть и ультрафиолетовый спектр. Но на Землю попадает не так уж много УФ-лучей, ведь слои атмосферы защищают нас. Однако и эта малость способна испортить отпуск, если вы забудете о солнцезащитном креме. А вот ИК-лучи такого вреда не причинят. Ни на солнце, ни при просмотре телека, ни при игре в лазертаг. ⠀
Тогда причём же тут "лазер"? Дело в том, что в 1970-х годах лазертаг не был "народной забавой", но разрабатывался для обучения солдат в армиях разных стран, и в нём применялись настоящие лазеры. Но уже в конце 70-х один американский любитель "Звёздных войн" разработал гражданский вариант игры с инфракрасными датчиками. Название "лазертаг" звучит круче, чем какой-нибудь "инфракрасный таг". Вот и закрепился за игрой этот "лазер" для пущего коммерческого успеха.
№2. А В ВОЙНУ ИГРАТЬ НЕ ВРЕДНО?
Вредно ли играть в войну? Да дети об этом никогда взрослых не спрашивали! Так же, как взрослые никогда не спрашивали детей, начинать ли войну настоящую. Как-то раз один первобытный дядька огрел дубинкой другого такого же. С тех пор масштабы только растут. Дипломатия тоже «растёт», но всё равно люди то тут, то там хватаются за оружие. Раза четыре в день –новости по телеку. А ещё дед с папой вчера за ужином спорили: много ли сейчас добровольцев найдется, «если что». Думаете, дети ничего не слышат? Слышат. Копируют в своих играх всё, что видят у взрослых. Ребятам надо переварить полученную информацию и снять избыток напряжения. Игра - верный детский способ для этого.

А что же родители? Одни говорят: «Да, игра в войнушку помогает спустить пар, да еще и физическая тренировка получается!». А другие в ответ: «Нет, дети вообще не должны знать о жестокости!» Обе стороны хотят добра. Но ребята всё равно видят рядом большую жизнь. И в ней не все взрослые готовы обходиться без кулаков. Надо ж как-то это принять?

Итак, в войну дети играли, играют и ещё продолжат. Разве что беготню с пластмассовыми пекалями по двору сильно потеснили компьютерные «стрелялки». Но суть-то одна: ты стреляешь – противник погибает, противник стреляет – погибаешь ты, пусть и понарошку, пусть ещё три жизни в запасе.

И что нам делать с этим «безобразием», которое нельзя предотвратить? Его надо возглавить. Проблема в чём: желающих возглавить много среди тех, кто любит объединять детей для дружбы против кого-то и рассказывать им про войну с помощью красивой формы и прочих «ать-два». Так – не надо. А надо вот так:

  • Дать здоровый выход эмоциям детей.
  • Научить ребят договариваться между собой.
  • Объяснить, как оно на войне «по-настоящему» (подробностей - в меру), и в чём на самом деле выражается любовь к Родине.

А как я это делаю с помощью лазертага, который, вроде бы, тоже «стрелялка», да еще и такая правдоподобная? В следующий раз напишу.
№3. ДЕТИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ
Если повезёт больше, то играют. Если меньше, то лет с трёх ходят по курсам подготовки к школе. Курсы, конечно, включают в себя игровую методику. Курсы облегчают человеку жизнь в первом классе (главное, чтобы вместо облегчения не наступило отвращение к учёбе). Но по факту у «игрового» дошкольного детства отхватывается приличный кусок. И дети приходят в школу, не отыграв основных сюжетов: «Дочки-матери», «Магазин», да та же «Войнушка». Плюс много на себя берут мультики и игры компьютерные. Среди них есть качественные, но – большое НО - в них происходит что-то, что вызывает эмоции, а те не переходят в физические действия. То есть, вижу: кто-то убегает (нападает), хочу догнать (спасти), переживаю…а сделать ничего не могу, разве что на кнопку нажать. Желание двигаться копится , а наружу не выходит. В итоге мы получаем «неусидчивых» и «взрывных». ⠀

А что же, спросите, на лазертаге вашем тогда всё можно? Орать, крушить , вести себя, как ядерная бомба? Ведь отыгрывание агрессии, выход для эмоций… Тут ключевое слово такое: «Правила игры». До начала «боя» я объясняю, как обращаться с оружием, друг с другом (драка, ненормативная лексика - запрещены), как правильно реагировать на ведущего. В командах пяти-семилеток бывает такое: свисток, начали…и закончили, потому что народ принялся радостно отстреливать друг друга, «смешались в кучу кони, люди». Самым главным командиром всегда будет ведущий, то есть я. И по моей команде обязан выйти из игры любой участник, а то и весь состав команды, что нарушила правила. Атмосфера получается такая «полувоенная». Детям нравится, потому что дети хотят от взрослых (как ни странно) правил – чётких, справедливых, адекватных ситуации. Так ребятам становится проще понять мир, который постоянно предлагает новые условия.Так им проще понять себя, потому что в детстве многое меняется внутри тебя самого, кажется нестабильным, и тогда очень нужна опора. ⠀

Так военная игра помогает вырастить мирных людей с устойчивой психикой.
№4. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
Сейчас будет про патриотическое воспитание. В «общеобразовательном» понимании оно обычно идёт рядом с военными играми, походами по местам боевой славы и подобными занятиями. Лазертаг - тоже военная игра. И у кого-то может возникнуть мысль: «А не решить ли во время игры заодно и задачу патриотического воспитания?» ⠀

В принципе, можно. И это происходит во время каждой нашей игры (тем более, игры мы обычно совмещаем с походами). Сразу скажу: под патриотическим воспитанием я понимаю отношение к Родине. То есть «С чего начинается Родина» лично для тебя и как ты можешь сделать её лучше. ⠀

Первое, что мы можем: поддерживать на своей земле порядок. Мы следим, чтобы в походах на местах привалов после нас не оставалось фантиков, бутылок из-под воды и прочих издержек цивилизации. Да, и если мы пришли и увидели, что кто-то до нас оставил мусор – тоже приберём. Виновника уже не найти, а порядок зависит от нас. ⠀

Второе: товарищество, умение ладить с другими членами группы (читай, общества). Например, приходит на игру человек, его мама предупреждает, что он плохо заводит дружбу с ребятами, необщительный. А к концу игры смотришь – и уже нельзя сказать такого. А Родина начинается в том числе «с хороших и верных товарищей» (помните же песню?).Идёт развитие командных навыков. Ребята сочиняют названия для команд, возможно, потом появятся эмблемы, девизы. Ведь все эти элементы скрепляют коллектив. ⠀

Третье: творческое осмысление. Рассказы о том, что на этих местах было раньше (во время войны, при царе). Песни, сценки на подобные темы. Но – по добровольному желанию детей. В походах, у костра атмосфера располагает к тому, чтобы это желание возникло. Но формализовано это быть не должно. Когда творчество идёт не от души, «по заказу», «к дате» – это чувствуется. ⠀
Всё это я понимаю под патриотическим воспитанием. Отношение к Родине складывается из малых действий, кирпичиков. Его не стоит выпячивать наружу, это тихая работа. В таком случае ответ на вопрос «Могут ли походы с лазертагом давать такое воспитание?» однозначный – да.
№5. ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ЛАЗЕРТАГА
Ну вот, я рассказал о самых волнительных вещах для тех, кто думает отправить своих детей на лазертаг:

О безопасности физической

О психологической безопасности

О воспитательной пользе игры

Теперь коротенько о технических моментах, которые тоже вас интересовали. ⠀
Напомню: лазертаг – это военно-тактическая игра для детей от 5-6 и до 99 лет. Мы формируем команды по возрасту. Бойцы наши вооружаются автоматической винтовкой «Дельта» и пистолетом-пулемётом «Ворон». Оружие это облегчённое, рассчитано как раз на 7-12-летних ребят. Но после 2-3 часов игры даже такие пистолеты и автоматы вызывают тяжесть в руках и хорошую физическую усталость. Так что игра у нас серьёзная. ⠀

Стреляет наше оружие, как я уже говорил, инфракрасным лучом, «попадает» в датчик на голове соперника. Прицел – коллиматорный (наводим на цель световую точку).

Игры типа лазертага – это не просто беготня друг за другом с оружием. Мы работаем по сценарию. У нас есть более 10 сценариев, три из них разработаны мной. Дети могут просто сражаться команда на команду или «каждый за себя», могут освобождать заложника, захватывать и удерживать флаг, искать и обезвреживать бомбу, проводить другие «боевые» операции. Каждый сценарий предусматривает своё количество жизней и свой запас патронов. Общий ход игры я контролирую через мой ноутбук. ⠀

Учебный тир у нас тоже имеется: есть специальная мишень для пристрелки оружия и формирования навыков стрельбы. В скором времени появятся рации и надувные пластиковые «оборонительные укрепления». ⠀

Какой бы сценарий мы ни выбрали, все игры получаются разными. Многое зависит от возраста и пола участников команды. О том, как ребята влияют на ход игры – в следующей записке.
№6. ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ... СДЕЛАНЫ НАШИ РЕБЯТА
Всякий из своего теста сделан, это ясно. Поэтому игра в чисто пацанячьем составе – это совсем не то, что игра смешанных команд или "мальчики против девочек" . Например, девочки не любят бегать, но хорошо отрабатывают сценарии, где нужно затаиться и выследить противника. В реальных боевых условиях такая способность к выдержке даёт женщин-снайперов (вспомним Великую Отечественную войну). В игре девчонки берут преимущество вот так, схоронившись в укрытии и выжидая условного противника, который сломя голову летит в атаку.

Дети разного возраста тоже играют по-разному. Я уже рассказывал о шести-семилетках, которым нет особого дела до сценария, им важно бегать, стрелять и кричать. 12-13-летним уже интересно проявлять свои тактические умения: маскироваться, менять позиции, объединяться в подгруппы, чтобы более эффективно действовать. И то, и другое хорошо, ведь каждый возраст решает с помощью игры свои, нужные именно ему, задачи. В любом случае, сначала, «для затравки» я даю простой сценарий с неограниченным количеством жизней, чтобы дети почувствовали вкус к игре.

А вот чего не стоит делать – это смешивать возраста. Мы пробовали. Не понравилось. Именно из-за разности подхода к решению боевых задач, о котором я написал выше.
+7 (958) 826-3111
vetkadereva.info@gmail.com
Москва, Южнобутовская 117